8 компетенций Скрам Мастера

Скрам Мастер — это очень разносторонняя роль. Выдающийся Скрам Мастер должен иметь широкий спектр навыков, знаний и опыта. Все это разнообразие находит свое отражение в позициях (stances) или "шапках" Скрам Мастера.
Каким не должен быть Скрам Мастер?

  • Летописец - запишет протоколы всех встреч, запланирует все мероприятия, внесет в календарь, распишет план спринта вместо команды, а после любого ивента вышлет всем follow-ups.
  • Секретарь - Скрам Мастер, который внесет все ивенты в календарь и отправит приглашения всем участникам команды.
  • Полицейский - он не просто знает Scrum Guide наизусть, но и ссылается на него в любой ситуации, даже если это не совсем уместно.
  • Руководитель команды - принимает решения за команду, нанимает и увольняет людей из команды.
  • Администратор - в курсе всех рабочих процессов, Jira-мастер.
  • Председатель - приходит на дейлик с чувством, долга, что он должен собрать статус апдейт и передать дальше.
  • Супергерой - решит все проблемы команды разработки, не важно нужно это в данный момент или нет.
  • Бариста - принесет кофе команде практически в любое время суток. Нет, в том, чтобы разок-другой захватить коллегам кофе, нет ничего плохого. Но если это становится вашей главной задачей, вы определенно что-то упускаете.
Окей, каким не должен быть Скрам Мастер, мы разобрались. Что отличает хорошего Скрам Мастера? Барри Оверим в своей работе описал эту роль и выделил восемь позиций.
1. Скрам Мастер как Лидер-слуга
Скрам Мастер является лидером-слугой и служит на трех уровнях. Он служит
  • Владельцу Продукта, помогая разрабатывать продукт применяя эмпирический способ,
  • Команде, помогая дойти до самоорганизации и кросс-функциональности и
  • Организации, помогая внедрить Скрам так, чтобы он помог организации достичь поставленных целей.
Обязанности:

  • учит процессу Скрама, как процессу служения, а не командования;
  • помогает Команде Разработки стать самоорганизующейся;
  • помогает пройти через здоровый конфликт или дебату;
  • учит, коучит, менторит организацию в процессе внедрения и использования Скрама;
  • защищает команду от внешних угроз и недопониманий;
  • помогает команде устранять и заранее выявлять препятствия;
  • поддерживает каждого члена команды и помогает им раскрыть свой потенциал.
2. Скрам Мастер как Коуч
По определению сэра Джона Уитмора, суть коучинга заключается в том, чтобы «раскрыть потенциал человека для максимизации его эффективности. Это значит не учить человека, а помогать ему учиться».
Описать Скрам Мастера как коуча можно с трех разных сторон:

  • человек (индивидуальный коучинг фокусируется на мышлении и поведении)
  • команда (фокус командного коучинга - на постоянном совершенствовании)
  • организация (организационный коучинг фокусируется на взаимодействии скрам-команды и людей извне)
3. Скрам Мастер как Ментор
Кто такой ментор? Самое простое определение звучит следующим образом: "Ментор - это мудрый и доверенный советник или учитель".

В контексте менторства уместно будет упомянуть концепцию, популяризированную Алистером Коберном под названием Shu-Ha-Ri. Shu-Ha-Ri - это техника освоения новых навыков, которая пришла к нам из восточных единоборств и описывает стадии обучения, через которые проходит ученик в процессе познания мастерства.
1-й уровень - Shu(守) - следуй правилам
Первая стадия это строгое следование правилам и их соблюдение. На этой стадии члены команды обязаны соблюдать все правила скрам мастера, для того, чтобы научиться.

2-й уровень - Ha (破) - нарушай правила
На этой стадии ученик начинает отходить от правил, что-то менять и экспериментировать. Появляется понимание процессов и человек готов анализировать, он сравнивает и делает выводы.

3-й уровень - Ri (離) - отделись от правил
На третьем этапе правила забываются, поскольку ученик овладевает мастерством, постигает суть и основополагающие принципы. Ему больше не нужны правила, он понимает все принципы и знает, когда нужно использовать ту или иную практику.

Скрам-мастеру важно понимать, что не все участники команды находятся на одном уровне, зачастую нужно применять индивидуальный подход и работать с каждым членом команды индивидуально.
Чем отличается коуч от ментора?

Понятия «коу­чинг» и «менторство» используются как синонимы. Безусловно, между ними много общего, но есть одно ключевое различие: чтобы провести коуч сессию, не обязательно быть экспертом в той или иной области, но если вы хотите чему-то научить, то экспертные знания просто необходимы. Лисса Адкинс в своей книге "Коучинг agile-команд" писала о том, что, если соединить коучинг и менторство в своей практике, то можно достичь гораздо большего в работе со своей командой.
4. Скрам-мастер как Фасилитатор
Фасилитатор - это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Его основная задача состоит в том, чтобы помочь группе людей в осознании своих общих целей, а также оказать поддержку в достижении этих целей, принимая нейтральную сторону во время дискуссии.
Задачи:

  • организовать и провести собрание, помогая команде достичь поставленных целей;
  • сделать Скрам-мероприятия эффективными и целенаправленными;
  • задавать правильные вопросы, чтобы открыть людей и заставить их взглянуть на вещи с совершенно иной точки зрения;
  • слушать для того,чтобы понять, а не для того, чтобы действовать;
  • создавать сильную команду, а не делать сильными отдельных личностей;
  • помогать решить проблему, а не решает ее самостоятельно.
5. Скрам-мастер как Устранитель препятствий
Гюнтер Верхеен в своей книге описал препятствие в Скраме как фактор,который блокирует команду разработчиков на пути создания ценной части программного обеспечения в спринте, или ограничивает команду в достижении присущего ей уровня прогресса. Мы можем добавить к этому то, что препятствие зачастую не может быть решено на уровне команды разработки.
С понятием препятствия разобрались, вот несколько примеров возможных препятствий:

  • Проблемы с инструментарием команды разработчиков
  • Недостаток навыков
  • Конфликты между членами команды
  • Различные ограничения
  • Нерешительный владелец продукта
Устранение препятствий очень важная тема, так как препятствия есть всегда, а вот как их разрешать не всегда понятно. Ниже вы найдете несколько техник, которыми мы пользуемся на ежедневной основе:

  • Перестаньте тратить время и усилия на решение не тех проблем. Хороший скрам-мастер будет стараться найти корень проблемы, узнать первопричину, а не будет "лечить симптомы".
  • Попытайтесь понять организацию. Скрам-мастер должен понимать культуру и процессы организации. После этого можно выбирать правильный подход, к устранению препятствий.
  • Не дожидайтесь Ежедневного Скрама, чтобы сообщить о препятствии!
  • Используйте цель спринта. Препятствие всегда связано с целью спринта, используйте цель, чтобы определить, действительно ли перед вами препятствие. Если нет, следует подумать, а стоит ли это решать сейчас.
  • Повысьте прозрачность с помощью "Доски препятствий".
  • Будьте смелыми и креативными при устранении препятствий. Сделайте своим девизом фразу "Просить прощения, а не разрешения" и будьте готовы просить прощения, когда вам придется принимать смелые решения для достижения целей команды, если они вдруг не сработают.
  • Сотрудничайте с Владельцем Продукта, он максимально заинтересован в том, чтобы препятствия оперативно устранялись.
6. Скрам-мастер как Менеджер
Менеджер - это человек, который отвечает за определенную группу задач или определенную часть компании. Не стоит забывать, что между менеджментом" и "менеджером" есть разница. Менеджмент - это деятельность, менеджер - это роль. Роль скрам-мастера заключается в том, чтобы Скрам был эффективным в вашей организации.
Как менеджер, скрам-мастер отвечает за:

  • Устранение препятствий, которые стоят на дороге скрам-команды и Команды Разработки.
  • Управление процессом. Он делает так, чтобы Скрам помогал организации в достижении цели, делает процесс эффективным.
  • Управление границами самоорганизации команд. Границы должны быть четко определены, до какого момента команда может принимать решения, не препятствует ли это достижению целей организации.
  • Культуру. Для функционирования Скрама необходима определенная культура, скрам-мастер ответственен за создание определенной культуры, которая позволит командам процветать.
7. Скрам-мастер как Учитель
Учитель - это тот, кто помогает другим учиться новому. Для того, чтобы Скрам работал,каждый участник команды должен понимать, что такое Скрам, знать правила, практики и ценности. Научить - задача скрам-мастера.
Чему учит скрам-мастер?

  • Что такое Agile и Agility?
  • Учит основам Скрама.
  • Учит команду создавать общую идентичность.
  • Помогает команде понять, что такое самоорганизация и кросс-функциональность.
  • Учит организацию работать по Скраму.
8. Скрам-мастер как Агент изменений



Агент изменений помогает организации преобразовать себя, фокусируясь на организационной эффективности, совершенствовании и развитии. Он выступает в роли катализатора изменений, чтобы создать такую культуру, в которой команды будут процветать.
Характеристики "Скрам-френдли" культуры
Для создания "Скрам-френдли" культуры Скрам Мастер:

  • коучит и направляет организацию в процессе внедрения Скрам-подхода;
  • планирует внедрение Скрама в организации;
  • помогает сотрудникам и заинтересованным лицам понять теорию и практику Скрама, правильно реализовать принципы эмпирической разработки продуктов;
  • сотрудничает с другими Скрам Мастерами для повышения эффективности применения Скрама в организации.
Ближайшие тренинги для Скрам Мастера