Внедрение SAFe в PepsiCo


Мы поговорили с экспертом в области Agile-консалтинга Андреем Русановым, лидером Agile-трансформации компании PepsiCo. Он поделился своим опытом внедрения методологии SAFe (Scaled Agile Framework) в одной из крупнейших FMCG компаний мира, рассказал о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться, и лучших практиках, которые стали ключом к успешной трансформации.

Для чего компаниям нужна трансформация?


На вопрос о том, почему компаниям нужна трансформация, можно ответить, опираясь на работы гуру менеджмента Ицхака Адизеса. Он описал жизненный цикл корпораций, выделив этапы рождения, расцвета и смерти. Пик эффективности — это "расцвет", за которым следуют упадок и бюрократия.

Признаки упадка включают бюрократизацию и появление "неприкасаемых" лидеров, что приводит к непрозрачным решениям и внутренней политике. Многие крупные международные корпорации находятся на стадии после расцвета, поэтому важно использовать инструменты для анализа признаков неэффективности.

Трансформация необходима для продления стадии расцвета или возвращения к ней, если организация зашла слишком далеко в бюрократию. Это касается не только Agile-трансформации, но и любых других изменений.

Почему в PepsiCo решили пойти в трансформацию, что их к этому побудило, какие были цели?


PepsiCo существует давно, но рынок начал быстро меняться, появились новые конкуренты. В таких условиях компании было важно не только удержать свои позиции, но расти и расширяться. Менеджеры понимали, что для успешного управления организацией нужно  постоянно отслеживать ее направление и развивать новые рынки.

Ключевой метрикой для PepsiCo была скорость выхода на рынок (time-to-market). Мы внедрили систему, которая отслеживала эту метрику по всем проектам, включая IT. Несмотря на первоначальные проблемы с работой всей системы организации, она помогла нам повысить прозрачность и понимание того, что нужно менять  для  корректного измерения T2M. Очевидно, что  в большинстве случаев померить эту метрику корректно довольно сложно. Со своей стороны мы делали все возможное с методологической и технической точек зрения для того, чтобы T2M и ее значение, которое мы измеряем, приближалась к действительности.

Поддерживалась ли трансформация в PepsiCo высшим руководством?


Вообще, трансформация в организации может происходить различными способами, в зависимости от источника инициативы:

  • Трансформация сверху (top-down). Этот тип трансформации инициируется руководством компании, кто принимает решения на верхнем уровне (например, генеральный директор или совет директоров).

  • Трансформация снизу (bottom-up). В этом случае изменения инициируются на низших уровнях организации. Это может происходить, когда сотрудники или команды выявляют проблемы и предлагают улучшения. Этот подход часто требует поддержки со стороны руководства, чтобы обеспечить внедрение изменений и необходимые ресурсы.

  • Трансформация сбоку (across the middle). Такой тип трансформации идет от определенных департаментов или высокоуровневых лидеров, но не напрямую от высшего руководства. Так вот в PepsiCo у нас был независимый орган, который назывался IT S&T. S&T — это Strategy and Transformation. Из этого департамента лидировалась трансформация. Туда входила команда Agile- коучей и мы отвечали за разные регионы. Трансформация не шла сверху, она носила рекомендательный характер, огромное количество нашей работы заключалось в том, чтобы исследовать текущие процессы и искать узкие места, и, самое главное, заниматься “маркетингом”. То есть доказывать, показывать, делать все прозрачным, показывать, что не работает, какие есть проблемы, предлагать и продавать решения.

С какими трудностям вы сталкивались при осуществлении изменений?


Да, конечно же мы сталкивались с рядом проблем. Например, в моем регионе (Россия и Европа) существовали большие команды, которые успешно внедряли новые процессы. Это связано с тем, что у них уже была сформирована организационная структура, состоящая из команд, которые легко могли обучаться и внедрять agile-практики.

Поэтому серьезные трудности у нас возникали в тех случаях, когда команды, как организационные единицы отсутствовали. В таких ситуациях у нас не было возможности применять гибкие практики или новые процессы. Нам приходилось разрабатывать и адаптировать кастомизированные процессы под конкретные условия для определенных команд и подразделений. Чаще всего эти ситуации связаны с работой подрядчиков, аутсорсинговых IT-команд или независимых разработчиков, которые участвуют в проектах. В таких случаях со стороны PepsiCo нередко было всего один аналитик, один владелец продукта или, возможно, тестировщик, а также несколько человек, контролирующих работу подрядчика по процессу, который он сам разрабатывает. Стоит отметить, что большая часть разработки и ключевых ИТ решений выполнялась подрядчиками, это создавало дополнительные трудности для внедрения гибких практик.

Отсутствие полноценной команды увеличивало риски, так как было сложно обеспечить эффективное взаимодействие и быстрое реагирование на возникающие изменения. Адаптация процессов под каждую конкретную команду расходовала ресурсы и увеличивала сроки внедрения, так как каждый раз требовалась новая оценка существующих практик и корректировка подходов.

Еще одной из сложностей для нас стала необходимость убедительно представлять наши идеи и цели. Мы активно занимались пиаром и маркетингом, чтобы донести до региональных лидеров важность изменений. Регулярно проводили встречи, чтобы продемонстрировать нашу экспертизу и проведенные исследования. Кроме того, мы осознали, что для достижения успеха нам нужны амбассадоры - опытные профессионалы из регионов, и приняли решение запустить программу амбассадоров трансформации.

Какие фреймворки и практики легли в основу трансформации в PepsiCo и почему?


В PepsiCo мы использовали SAFe в качестве основного фреймворка для гибких изменений. В качестве основного источника знаний мы опирались на официальный сайт SAFe, который полностью заменяет необходимость разработки собственных методологических материалов. Отличная документация SAFe устраняет потребность в создании кастомных плейбуков (Playbook—сборник методологических материалов), что делает его применение понятным. SAFe предлагает готовые классы, тренинги и процессы, все они четко описаны на сайте, что упрощает процесс внедрения.

Этот фреймворк стал особенно популярным в западных и американских компаниях и практически не имеет конкурентов. Другие методы просто не способны предложить такой же уровень детализации и последовательности внедрения. Кроме того, SAFe значительно расширился, охватывая управление портфолио и смежные практики, что делает его еще более универсальным и эффективным инструментом для организаций.
  • Командный уровень
    Мы начали с формирования кросс-функциональных команд, использующих привычный Scrum с двухнедельными спринтами. Каждая команда, состоящая из 3-9 человек, включая владельца продукта и скрам-мастера.
  • Уровень Agile Release Train (ART)
    На следующем этапе мы объединили несколько команд в Agile Release Train, что позволило нам сосредоточиться на создании потока ценности Value Stream. Здесь мы внедрили новые роли: System Architect, который отвечает за общую техническую и архитектурную концепцию, Product Manager, определяющий и поддерживающий разработку жизнеспособных продуктов, Release Train Engineer (RTE), служащий лидером и коучем, который помогает командам реализовывать процессы и достигает общих целей.
  • Уровень Solution Train
    здесь разрабатываются крупные решения, требующие слаженной работы нескольких ARTs. Мы ввели роль Solution Engineer -это лидер и наставник для всего Solution Train (поезда решений), он фасилитирует и направляет работу всех Agile Release Trains (ARTs), они объединяются и создают общий поток создания ценности Value Streams.
  • Уровень портфолио Portfolio
    На этом высоком уровне мы проводили большое обучение Lean Portfolio Management для менеджмента. На этом уровне распределяются финансовые средства на различные направления в бизнесе, принимаются решения о покупке или слиянии с другими компаниями. Обсуждается создание новых направлений бизнеса или закрытие старых.

Ниже слайд из презентации с промежуточных встреч с планированием следующих активностей трансформации

Также мы внедрили ряд мероприятий в рамках фреймворка таких как: PI-планирование (Program Increment Planning, PI Planning), Системная Демонстрация (System Demo) и Демонстрация Решения (Solution Demo), а также Инспекция и Адаптация (Inspect & Adapt).

Весь процесс внедрения SAFe в PepsiCo оказался важнейшим шагом, который помог структурировать работу, повысить гибкость и улучшить результаты.

Какие практики вы внедряли на уровне команд?


Как мы уже говорили ранее, когда речь идет о больших командах, мы чаще всего используем SAFe, объединяя команды в "поезда" и  где в основе работы команды лежит Scrum. Если же команды маленькие и зависят от разных вендоров, мы выбираем сервисный подход, используя Kanban.

В таком случае наша команда становится сервисом для организации. Она состоит из менеджера, аналитика и тестировщика. У них есть Kanban-доска, где отображаются разные этапы работы. Один из этих этапов связан с вендором, который, в свою очередь, работает по Scrum.

Задача нашей  сервисной команды заключается в том, чтобы обслуживать вендора. Это включает в себя формулировку задач, грамотное описание и управление ими. Кроме того, мы принимаем готовую работу от вендора и тестируем ее. Таким образом, мы максимально эффективно поставляем задачи для вендора и принимаем выполненные работы.

Как вы обучали сотрудников фреймворку SAFe?


В качестве основного источника знаний мы использовали сайт SAFe, который служит полноценным плейбуком, избавляя организацию от необходимости разрабатывать собственные обучающие материалы. Мы внедряли SAFe официально, и у нас были все необходимые лицензии.

За последние годы около 10 тысяч сотрудников ежегодно проходили обучение по SAFe. Мы организовывали тренинги и нанимали коучей для их проведения, создавая расписание, на которое все желающие могли записаться.

Какие изменения вы заметили после внедрения SAFe?


Прежде всего, это ускорение выхода продуктов на рынок, или, как мы его называем, time-to-market. Мы активно отслеживали эту метрику на протяжении всей трансформации. Мы также работали над второй метрикой, которую назвали adoption rate. Это показатель того, насколько правильно и качественно мы считаем time-to-market. Порой, когда мы начали лучше измерять, результаты могли ухудшиться, но это означало, что мы просто начали считать её правильно.

С организационной точки зрения SAFe стал стандартом, который теперь активно используется во всей компании. В результате недавней крупной трансформации, многие функции были объединены. Новая структура, которая появилась, тесно связана с SAFe, Agile-командами и принципами работы на уровне команд и портфолио. Это, безусловно, является значительным достижением.

Процент внедрения трансформации также значительно вырос.

Мы привлекли к изменениям даже те подразделения, которые изначально не планировали.

В настоящее время мы разрабатываем Playbook, основанный на нашем опыте и успехах в внедрении SAFe. Все наши усилия стали основой для новой структуры S&T (Strategy and Transformation).

Ниже слайд с  частичной обратной связью по проведенным нами изменениям
Подойдет ли вам?
Напишите нам, мы с вами свяжемся и подскажем, насколько такой подход применим в вашей ситуации.